Юбилей Тихона Николаевича Хренникова

10 июня 2013 года вся музыкальная общественность нашей страны празднует столетие со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова.  Подготовка к юбилею началась еще весной, когда 25 марта 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ «О праздновании 100-летия со дня рождения Т.Н. Хренникова. А в апреле по заказу фонда Т.Н.Хренникова московский скульптор Андрей Забалуев создал гипсовую модель памятной юбилейной медали, посвященной великому композитору. На основе этой модели Московский монетный двор ГОЗНАКа России отчеканит тираж медали в бронзе. Торжественные мероприятия, посвященные юбилейному году, уже идут по стране. Начались они, конечно же, в родном городе Тихона Николаевича, где он родился,  в городе Ельце. В марте в драматическом театре «Бенефис» прошел концерт  «Под покровительством таланта». Юбилейные концерты прошли также и в Москве, Орле, Воронеже, Красноярске, Томске, Липецке, Иркутске. 9 июня 2013года в Москве в Концертном Зале им. П.И. Чайковского состоится торжественный концерт симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева.  А 10 июня в Большом зале Консерватории пройдет юбилейный вечер «Т. Хренников и его ученики» с участием Камерного оркестра «Времена года» под управлением Владислава Булахова. Юбилейные торжества будут проходить весь год не только в России, но и за рубежом (в Нью-Йорке, Филадельфии, Майами, где пройдут гастрольные концерты выдающейся певицы Тамары Синявской).  А 8 декабря 2013 года пройдет Торжественный вечер в Государственном Большом Академическом Театре, где будет играть симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева.

Вот в такой юбилейный год родилась наша музыкальная школа им. Т.Н.Хренникова. Это значимый момент, и мы,  конечно же, будем стараться нести это имя с честью, и продолжать лучшие традиции нашей русской музыкальной культуры.

     В целом, наш первый учебный год сложился удачно, несмотря на трудности,  которые всегда бывают в начале деятельности. В первом полугодии формировались учебные группы музыкально-теоретических дисциплин. Эти предметы были совсем новыми для ребят, непривычными. А сам учебный процесс, когда они пришли в нашу музыкальную школу, стал намного динамичнее: уже через 2-3 месяца после начала занятий надо было выступать на отчетном концерте. Любая школа, и общеобразовательная, и музыкальная, требует дисциплины, собранности, и работы. Ребята быстро включились в рабочий ритм, несмотря на общую загруженность, которая всегда и везде имеет место. И в декабре мы уже смогли провести в театрально-концертном зале гимназии наш первый отчетный концерт. Начало было положено, и к весеннему отчетному концерту ребята пришли с определенными успехами. Надо сказать, что у нас в гимназии очень востребованы ученики, умеющие играть на каком-либо инструменте. В течение учебного года многие наши маленькие музыканты показывали свои достижения на общешкольных мероприятиях. Это были и самые маленькие (подготовительный класс), и ребята постарше.

Мы очень рады, что у нас постепенно формируется ансамбль гитаристов. Надеемся, что в следующем учебном году появится уже крепкий ансамбль из гитаристов, флейтистов и саксофонистов. В конце апреля уже начались занятия по саксофону.    

    Итак, первый год завершился. У нас формируется хороший первый класс – основа музыкальной школы. Это те дети, которые смогут учиться по полной семилетней программе музыкальной школы. Также хороший и второй класс, состоящий из ребят, которые уже проучились год. Есть сильные  ребята и в  старших классах. Мы надеемся, что в следующем учебном году все занятия музыкальной школы плавно вольются в общий учебный процесс и мы начнем занятия  уже с начала сентября.

    Теперь хочется немного поговорить о музыкально-теоретических дисциплинах, которые иногда являются камнем преткновения для детей.

Музыкально-теоретические дисциплины, такие как ритмика, сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература ― неотъемлемая часть музыкального образования ребенка. Приведем простой пример: для того чтобы уметь правильно читать и писать, нужно знать слова, их смысл и грамматику, т. е. законы языка. Для того чтобы уметь правильно исполнять музыку на инструменте, петь, или сочинять ее, нужно овладеть элементарными навыками теории музыки. Как знание законов языка позволяет нам мыслить на этом языке, так и знание законов музыки помогает нам «разговаривать» и мыслить музыкальными категориями. Трудно даже представить хотя бы одного выдающегося музыканта, который бы не знал основ музыки. Это невозможно. Поэтому начальное воспитание и образование в области музыкального искусства обязательно должно начинаться с музыкально-теоретического образования, которое идет рука об руку с практическим освоением того или иного инструмента.

Конечно, перед любым предметом стоят несколько задач. Узкоспециализированные задачи (или профильные) связаны с развитием вокально-интонационных навыков, с развитием чувства метроритма, с воспитанием активного мелодико-гармонического слуха, с усвоением достаточно большого объема знаний по начальной теории музыки и по анализу простейших музыкальных форм, с приобретением эрудиции в области музыкальной литературы. Справившись с этими задачами легко можно на слух подобрать на инструменте любую услышанную мелодию и аккомпанемент к ней, чисто спеть любимую песню. А как приятно, посетив театр или концерт, узнать на слух уже пройденные в классе музыкальной литературы произведения, увидеть знакомые инструменты и рассказать о них другим! Включение в теоретические занятия материалов из других дисциплин, таких как изобразительное искусство, история, литература, позволит не только полюбить музыку, самостоятельно общаться с ней, но и повысить общий интеллектуальный уровень личности.

Но, пожалуй, основной является задача более широкого масштаба: приобщаясь к миру музыки, у детей создаются необходимые условия для всестороннего, гармоничного развития, воспитания эстетического сознания, которое будет проецироваться на все сферы жизни и деятельности. В современном, постоянно «звучащем» мире эта задача, несомненно, выходит на первый план: она позволяет ребенку правильно расставить ориентиры, сформировать высококачественный музыкальный вкус, сделать для себя музыкальные предпочтения в области классической музыки, развить творческие навыки. Ведь в каждом из нас заложены музыкальные способности, только распознав их, нужно правильно ими распорядиться. Всем этим запросам современного человека, независимо от того, будет он музыкантом или нет, и отвечают музыкально-теоретические предметы.

Нередко можно встретить ситуацию, когда ребенок вдруг, прозанимавшись какое-то время на инструменте, отворачивается от такого рода уроков. Все дело в том, что его слуховой и музыкальный опыт очень мал, а ресурсы еще очень бедны, чтобы знакомиться самостоятельно с музыкой (особенно, если родители не профессиональные музыканты). Из-за этого и происходит уход от инструмента. Ребенку кажется, что ему это неинтересно, что нет развития, что это скучно для него. Вот здесь на помощь и приходят музыкально-теоретические дисциплины. Этот курс не предполагает каких-либо занятий дома, все задания выполняются на уроках и чаще всего обличены в интересную форму игры. На уроках звучат лучшие достижения классической, народной и современной музыки, дети «вживую» знакомятся с различными музыкальными инструментами, с их исполнительскими возможностями, а это в свою очередь сможет стимулировать постоянный интерес к индивидуальным занятиям на инструменте.

В истории мировой культуры развитию музыкальных навыков отводилось одно из главных мест в образовании ребенка. Независимо от того, был у детей слух или нет, их всех обучали музыке. К сожалению, сейчас эта традиция утеряна, и все меньшее количество детей занимаются музыкой. В наших силах изменить ситуацию, сделав музыкальные предметы востребованными и доступными, что в свою очередь будет способствовать развитию креативного мышления подрастающего поколения.

 

Людмила Анатольевна Мндоянц, руководитель музыкальной школы.

Екатерина Александровна Спиркина, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

 

Статьи

Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.

Читать больше

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Цитаты